"Орнамент — важнейшая часть визуальной культуры человечества. Он постоянно окружает нас в повседневном быту, присутствуя практически на всем, что мы видим: текстиле, керамике, этикетках, упаковках, мебели, рамах, книгах, игрушках, ювелирных изделиях, архитектурных сооружениях и т. д. В природе мы встречаем множество орнаментальных форм, которые отличаются безупречной гармонией: цветы и листья растений, бабочки и тропические рыбы, кристаллы снежинок и минералы. На основе природных форм созданы лучшие орнаменты; при этом каждый из них является продуктом творчества конкретной нации, исторической эпохи и стиля. Орнамент — древняя, не всегда понятная нам, но очень мощная форма искусства. Это своеобразный «текст», который всегда напрямую связан с мировосприятием, миропониманием того или иного народа и, конечно же, в той или иной мере с религией. Чтобы глубоко понять орнамент, необходимо постичь духовный строй создавшего его народа, дух эпохи. В противном случае мы воспринимаем лишь внешнюю эстетическую форму орнаментальных композиций. Только наполненный глубокими смыслами орнамент становится текстом. «Орнамент философичнее других ветвей изобразительного искусства, ибо он изображает не отдельные вещи, и не частные их соотношения, а облекает наглядностью некие мировые формулы бытия. Орнамент, созданный в иные времена, монументального мышления и монументального мирочувствия, недоступен в своем мировом смысле мелкому сознанию современности, и оно пользуется этими таинственными и насыщенными величавою мыслью схемами бытия как внешним украшением или ремплиссажем пустот, где не хватает творчества и на чувственные образы. Не так ли по поговорке „иконами прикрывают горшки”, очевидно, не усматривая в них ничего, кроме доски? Однако эта доска есть запечатленное явление духовного мира, а орнамент — глубочайшее проникновение в ритм и строй жизни. Но ни духовный мир, ни пифагорова музыка сфер не доступны оплотнявшимся современным очам и ушам. Вот откуда суждение о беспредметности орнамента. В самом деле первоначальное назначение орнамента относится к теургии и к магии» (П. А. Флоренский). Академия акварели представляет на суд читателей первую часть учебно-методического пособия по композиции орнамента, которое создано на основе текста и рисунков Мориса Пияра Вернея, прекрасного французского художника эпохи ар-нуво. Издание подобного учебно-методического пособия сегодня весьма актуально. Несмотря на то что во многих художественных учебных заведениях преподается орнамент, педагоги и учащиеся часто испытывают большие затруднения в понимании принципов его сочинения. В результате в учебных работах часто встречаются мертвые, схематичные композиции, которые не имеют никакого отношения к подлинному, живому, традиционному орнаменту. Чтобы создать что-то новое, необходимо сначала пройти путь глубокого изучения традиционных форм орнамента. Данное учебно-методическое пособие предназначено в первую очередь для педагогов и учащихся художественных учебных заведений, художников, дизайнеров, искусствоведов, музейных работников, а также всех любителей изобразительного искусства. Издание окажет неоценимую помощь отечественным мастерам в создании уникальных высокохудожественных произведений в различных техниках и жанрах изобразительного искусства". С. Н. Андрияка